История. Московские мосты

Москву некогда пересекало множество рек и речушек. Однако сегодня почти все упрятаны в подземные коллекторы или попросту засыпаны. В настоящее время в Москве доминируют две водные артерии — Москва-река и Яуза.

Фото: Public domain
Старый Москворецкий мост в 1930 году

Совершенно естественно для преодоления рек и всевозможных препятствий в Москве существуют и всегда существовали сложные инженерные сооружения —  мосты. Их начали строить еще в XII веке, одновременно с основанием города.

Фото: Public domain
Малый Каменный мост в 1925 году

До начала XV века почти все московские мосты носили временный характер. Для переправы через реки использовали броды, либо устраивали «живые» или «наплавные» мосты. Такие мосты представляли собой плоты, на которые укладывались настилы из скрепленных между собой бревен. Подобные сооружения можно было быстро разобрать зимой, когда реку сковывал лед, а также уничтожить в случае вражеского нападения.

Фото: Public domain
Старый Крымский мост в 1934 году

Первый каменный мост через Москву-реку был построен в конце XVII века, его строительство обошлось казне города в огромную сумму, современники считали его восьмым чудом света. Он находился вблизи теперешнего Большого Каменного моста.

Фото: Найденов. «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений»
Железнодорожный мост через Яузу около Андроникова монастыря в 1888 году

Воплощая разнообразие инженерных решений, мосты — великолепное украшение города. Сейчас в Москве — более 450 мостов. Торгово-пешеходные, транспортные, пешеходные — над реками, но нужно отметить, что большинство современных мостов — над эстакадами, железнодорожными путями и прочими сооружениями.

Фото: J. & P. Parikas. Архив National Geographic
Большой Каменный мост в 1911 году

В Москве сохранилось всего три или четыре моста дореволюционной постройки, да и те были реконструированы в советское время – приподняты над реками и значительно расширены. Это Боровицкий, Новоспасский и Лефортовский мосты. Самый старый из них — Лефортовский. Его соорудили в 1777 году, и, несмотря на свой возраст, он действует до сих пор!

Картина Федора Алексеева (1755-1824)
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста.
***
Большой Каменный мост в начале XX века.
Фото: Library of Congress, Prints and Photographs Division
***
Каменный мост в конце XX века
(Около 1890-1905 гг.)
Фото: Журнал «Зодчиий» 1909 год
***
Мост Императора Николая II в 1909 году
Фото: Фототипия Шерер, Набгольц и Ко.
***
Высоко-Яузский мост в 1902 году
Фото: Издание Правительства Москвы
***
Краснолужский мост в 1917 году
Фото: «Альбом сооружений Московской окружной железной дороги, 1903-1908 г.»
***
Сергиевский мост в 1908 году
Фото: Public domain
***
Временный деревянный мост через Москва-реку у Нескучного сада в 1905 году
Фото: Public domain
***
Костомаровский мост через Яузу в 1935 году
Фото: Максим Петрович Дмитриев
***
Краснолужский (Николаевский) мост в 1907 году
Фото: Архив ЦИГИ
***
Таможенный мост в 1940 году
Фото: Алексей Сидоров, альбом гравюр «MOSKAU» Германия, 1920-е.
***
Старый Москворецкий мост в 1928 году

Текст: Дмитрий Стрункин

Добавить комментарий